Zabbix Documentation 4.2

3.04.05.0 (current)| In development:5.2 (devel)| Unsupported:1.82.02.22.43.23.44.24.4Guidelines

User Tools

Site Tools


Sidebar

ru:manual:appendix:items:preprocessing

12 Детали предобработки значений элементов данных

Обзор

Предварительная обработка значений элементов данных позволяет задать и выполнять правила преобразований для полученных значений элементов данных.

Предварительная обработка управляется процессом менеджером предобработки, который добавлен в Zabbix с 3.4 версии, вместе с “workers” препроцессорами, которые выполняют шаги предобработки. Все значения (с и без предобработкой) с различных сборщиков данных проходят через менеджера предобработки перед тем, как добавляются в кэш истории. Для связи между сборщиками данных (поллерами, трапперами и т.д.) и процессами предобработки используется межпроцессорное взаимодействие (IPC) на основе сокета. Шаги предварительной обработки выполняются Zabbix сервером или Zabbix прокси (по элементам данных, которые обрабатываются этим прокси).

Обработка значений элементов данных

Для визуализации потока данных от источника данных к базе данных Zabbix мы можем использовать следующую упрощённую диаграмму:

Диаграмма выше показывает только процессы, объекты и действия, которые связаны с предварительной обработкой значений элементов данных в упрощенной форме. Диаграмма не отображает изменения направлений при различных условиях, обработку ошибок или циклы. Локальный кэш данных в менеджере предобработки не отображается, так как он не влияет напрямую на поток данных. Целью этой диаграммы является отображение процессов, которые вовлечены в предобработку значений элементов данных, а также способ их взаимодействия.

  • Сбор данных начинается с сырых данных от источника данных. В данный момент данные содержат только ID, штамп времени и значение (также может быть несколько значений)
  • Не важно какой используется тип сборщика данных, идея одинакова для активных, пассивных проверок, для траппер элементов данных и т.д., посколько меняется только формат данных и участник связи (либо сборщик данных ожидает соединение и данные, либо сборщик данных инициирует соединение и запрашивает данные). Сырые данные проверяются, конфигурация элемента данных извлекается из кэше конфигурации (в данные добавляются конфигурационные данные).
  • Механизм IPC на основе сокета используется для передачи данных от сборщиков данных к менеджеру предобработки. К этому моменту времени сборщик данных продолжает сбор данных без ожидания ответа от менеджера предварительной обработки.
  • Выполняется предобработка данных. Что включает в себя выполнение шагов предварительной обработки и обработку зависимых элементов данных.
Элемент данных может изменить свое состояние на НЕПОДДЕРЖИВАЕТСЯ в процессе выполнения предобработки, если какой-либо шаг предобработки завершится с ошибкой.
  • Данные истории из локального кэша данных менеджера предобработки сбрасываются в кэш истории.
  • К этому моменту времени поток данных останвливается в ожидании следующей синхронизации кэша истории (когда процесс history syncer выполняет синхронизацию данных).
  • Процесс синхронизации начинается с нормализации записываемых данных в базу данных Zabbix. Нормализация данных выполняет конвертации в желаемый тип элемента данных (тип заданный в конфигурации элемента данных), включая в себя обрезку текстовых данных на основе предопределенных размеров для этих типов (HISTORY_STR_VALUE_LEN для строк, HISTORY_TEXT_VALUE_LEN для текста и HISTORY_LOG_VALUE_LEN для журнал (лог) значений). Данные отправляются в базу данных Zabbix после завершения нормализации.
Элемент данных может изменить своё состояние на НЕПОДДЕРЖИВАЕТСЯ, если процесс нормализации завершится с ошибкой (например, когда текстовое значение не удалось сконвертировать в число).
  • Выполняется обработка собранных данных - проверяются триггеры, обновляется конфигурация элементов данных, если элемент данных становится НЕПОДДЕРЖИВАЕМЫМ и тому подобное.
  • Этот момент считается завершением потока данных с точки зрения обработки значений элементов данных.

Предварительная обработка значений элементов данных

Для визуализации процесса предобработки данных мы можем использовать следующую упрощенную диаграмму:

Диаграмма выше показывает только процессы, объекты и основные действия, которые связаны с предварительной обработкой значений элементов данных, в упрощенной форме. Диаграма не отображает изменения направлений при различных условиях, обработку ошибок или циклы. На диаграмме отображён только один “worker” предварительной обработки (в реальных сценариях могут использоваться несколько “workers” предобработки), обрабатывается только одно значение элемента днных и мы предполагаем, что этот элемент данных требует выполнения по крайней мере одного шага предварительной обработки. Цель этой диаграммы состоит в том, чтобы показать идею ниже потока предварительной обработки значения элемента данных.

  • Данные элемента данных и значение элемента данных передаются менеджеру предобработки с использованием механизма IPC на основе сокета.
  • Элемент данных помещается в очередь предобработки.
Элементы данных могут помещаться в конец и начало очереди предобработки. Элементы данных Zabbix внутренние всегда помещаются в начало очереди предобработки, тогда как другие элементы данных помещаются в конец.
  • На данный момент времени поток данных останавливается пока появится по крайней мере один не занятый (тот, который не выполняет никакие задачи) “worker” предварительной обработки.
  • Когда “worker” становится доступным, ему направляется задача предобработки.
  • После заверщения предварительной обработки (как неудачно, так и успешно выполненные шаги предобработки), обработанное значение посылается обратно менеджеру предобработки.
  • Менеджер предварительной обработки конвенртирует результат в желаемый формат (определяемый типом значения элемента данных) и помещает результат в очередь предварительной обработки. Если для текущего элемента данных имеются зависимые элементы данных, тогда зависимые элементы данных также добавляются в очередь предобработки. Зависимые элементы данных помещаются в очередь предобработки сразу после основного элемента данных, но только по тем основным элементам данных у которых имеется значение и они не находятся в НЕПОДДЕРЖИВАЕМОМ состоянии.
Поток обработки значения

Предварительная обработка значения элемента данных выполняется в несколько шагов (или фаз) несколькими процессами. Что может привести к:

  • Зависимый элемент данных может принимать значения, когда основной элемент нет. Такое может произойти в случае следующего прецедента:
    • У основного элемента данных тип значения UINT, (можно использовать элемент данных траппер), у зависимого элемента данных тип значения TEXT.
    • Шаги предобработки не требуются как для основного, так и для зависимых элементов данных.
    • Основному элементу данных необходимо передать текстовое значение (такое как, “abc”).
    • Так как выполняемые шаги предобработки отсутствуют, менеджер предобработки проверяет находится ли основной элемент данных в НЕПОДДЕРЖИВАЕМОМ состоянии и задано ли значение (оба условия правдивы) и помещает зависимый элемент данных в очередь с таким же значением, что и основной элемент данных (так как шаги предобработки отсутствуют).
    • Когда элементы данных основной и зависимый переходят в фазу синхронизации истории, основной элемент данных становится НЕПОДДЕРЖИВАЕМЫМ, из-за ошибки конвертации значения (текстовые данные невозможно сконвертировать в целое положительное число).

В результате зависимый элемент данных получает значение, тогда как основной элемент данных меняет свое состояние на НЕПОДДЕРЖИВАЕТСЯ.

  • Зависимый элемент данных получает значение, которое отсутствует в истории основного элемента данных. Случай очень похож на предыдущий, за исключением типа основного элемента данных. Например, если у основного элемента данных используется тип CHAR, тогда значение основного элемента данных будет обрезано на стадии синхронизации истории, в то время как зависимые элементы данных получат свои значения с изначального (не обрезанного) значения основного элемента данных.

Очередь предобработки

Очередь предварительной обработки это FIFO структура данных, в которой хранятся значения в соответствии с порядком в которым эти значения получены менеджером предобработки. Существует несколько исключений логики FIFO:

  • Внутренние элементы данных помещаются в начало очереди
  • Зависимые элементы данных всегда помещаются в очередь после основного элемента данных

Для визуализации логики очереди предобработки мы можем использовать следующую диаграмму:

Значения из очереди предобработки сбрасываются начиная с начала очереди до первого необработанного значения. Таким образом, пример, менеджер предобработки сбросит значения 1, 2 и 3, но не сбросит значение 5, так как значение 4 ещё не обработано:

После сброса в очереди останутся только два значения (4 и 5), значения добавляются в локальный кэш данных менеджера предобработки и, затем значения перемещаются из локального кэша в кэш истории. Менеджер предвариетельной обработки может сбросить значения из локального кэша данных в режиме одного элемента данных или в массовом режиме (используется для зависимых элементов данных и значений, которые получены массово).

"Workers" предобработки

Файл конфигурации Zabbix сервера позволяет пользователям указать количество процессов “worker” предварительной обработки. Необходимо использовать параметр конфигурации StartPreprocessors, чтобы задать количество экземпляров пре-форков “workers” предобработки. Оптимальное количество “workers” предобработки может определяться многими факторами, включая количество “нуждающихся в предобработке” элементов данных (элементов данных, которые требуют выполнение любых шагов предварительной обработки), количество процессов сбора данных, среднее количество шагов при предобработке и так далее.

Но, предполагая, что тяжелые операции предобработки отсутствуют, такие как разбор больших кусков XML / JSON, количество “worker” предобработки может совпадать с количеством сборщиков данных. Таким образом, будет по крайней мере один незанятый “worker” предобработки (за исключением случаев, когда данные от сборщиков поступают массово) для собранных данных.

Слишком большое количество процессов сбора данных (поллеры, поллеры недоступных устройств, HTTP поллеры, Java поллеры, пингеры, трапперы, прокси поллеры), а также IPMI менеджер, SNMP траппер и worker предварительной обработки, могут исчерпать ограничение количества файловых дескрипторов по отдельным процессам для менеджера предварительной обработки. Что заставит Zabbix сервер остановиться (обычно в течении короткого периода времени после запуска, но иногда может занять более длительное время). Файл конфигурации необходимо пересмотреть или лимит должен быть увеличен, чтобы избежать подобной ситуации.

Zabbix Documentation 4.2

3.04.04.2 (current)In development:4.4 (devel)Unsupported:1.82.02.22.43.23.4

User Tools

Site Tools


Sidebar

manual:appendix:items:preprocessing

12 Item value preprocessing details

Overview

Item value preprocessing allows to define and execute transformation rules for the received item values.

Preprocessing is managed by a preprocessing manager process, which was added in Zabbix 3.4, along with preprocessing workers that perform the preprocessing steps. All values (with or without preprocessing) from different data gatherers pass through the preprocessing manager before being added to the history cache. Socket-based IPC communication is used between data gatherers (pollers, trappers, etc) and the preprocessing process. Either Zabbix server or Zabbix proxy (for items monitored by the proxy) is performing preprocessing steps.

Item value processing

To visualize the data flow from data source to the Zabbix database, we can use the following simplified diagram:

The diagram above shows only processes, objects and actions related to item value processing in a simplified form. The diagram does not show conditional direction changes, error handling or loops. Local data cache of preprocessing manager is not shown either because it doesn't affect data flow directly. The aim of this diagram is to show processes involved in item value processing and the way they interact.

  • Data gathering starts with raw data from a data source. At this point, data contains only ID, timestamp and value (can be multiple values as well)
  • No matter what type of data gatherer is used, the idea is the same for active or passive checks, for trapper items and etc, as it only changes the data format and the communication starter (either data gatherer is waiting for a connection and data, or data gatherer initiates the communication and requests the data). Raw data is validated, item configuration is retrieved from configuration cache (data is enriched with the configuration data).
  • Socket-based IPC mechanism is used to pass data from data gatherers to preprocessing manager. At this point data gatherer continue to gather data without waiting for the response from preprocessing manager.
  • Data preprocessing is performed. This includes execution of preprocessing steps and dependent item processing.
Item can change its state to NOT SUPPORTED while preprocessing is performed if any of preprocessing steps fail.
  • History data from local data cache of preprocessing manager is being flushed into history cache.
  • At this point data flow stops until the next synchronization of history cache (when history syncer process performs data synchronization).
  • Synchronization process starts with data normalization storing data in Zabbix database. Data normalization performs conversions to desired item type (type defined in item configuration), including truncation of textual data based on predefined sizes allowed for those types (HISTORY_STR_VALUE_LEN for string, HISTORY_TEXT_VALUE_LEN for text and HISTORY_LOG_VALUE_LEN for log values). Data is being sent to Zabbix database after normalization is done.
Item can change its state to NOT SUPPORTED if data normalization fails (for example, when textual value cannot be converted to number).
  • Gathered data is being processed - triggers are checked, item configuration is updated if item becomes NOT SUPPORTED, etc.
  • This is considered the end of data flow from the point of view of item value processing.

Item value preprocessing

To visualize the data preprocessing process, we can use the following simplified diagram:

The diagram above shows only processes, objects and main actions related to item value preprocessing in a simplified form. The diagram does not show conditional direction changes, error handling or loops. Only one preprocessing worker is shown on this diagram (multiple preprocessing workers can be used in real-life scenarios), only one item value is being processed and we assume that this item requires to execute at least one preprocessing step. The aim of this diagram is to show the idea behind item value preprocessing pipeline.

  • Item data and item value is passed to preprocessing manager using socket-based IPC mechanism.
  • Item is placed in the preprocessing queue.
Item can be placed at the end or at the beginning of the preprocessing queue. Zabbix internal items are always placed at the beginning of preprocessing queue, while other item types are enqueued at the end.
  • At this point data flow stops until there is at least one unoccupied (that is not executing any tasks) preprocessing worker.
  • When preprocessing worker is available, preprocessing task is being sent to it.
  • After preprocessing is done (both failed and successful execution of preprocessing steps), preprocessed value is being passed back to preprocessing manager.
  • Preprocessing manager converts result to desired format (defined by item value type) and places result in preprocessing queue. If there are dependent items for current item, then dependent items are added to preprocessing queue as well. Dependent items are enqueued in preprocessing queue right after the master item, but only for master items with value set and not in NOT SUPPORTED state.
Value processing pipeline

Item value processing is executed in multiple steps (or phases) by multiple processes. This can cause:

  • Dependent item can receive values, while THE master value cannot. This can be achieved by using the following use case:
    • Master item has value type UINT, (trapper item can be used), dependent item has value type TEXT.
    • No preprocessing steps are required for both master and dependent items.
    • Textual value (like, “abc”) should be passed to master item.
    • As there are no preprocessing steps to execute, preprocessing manager checks if master item is not in NOT SUPPORTED state and if value is set (both are true) and enqueues dependent item with the same value as master item (as there are no preprocessing steps).
    • When both master and dependent items reach history synchronization phase, master item becomes NOT SUPPORTED, because of the value conversion error (textual data cannot be converted to unsigned integer).

As a result, dependent item receives a value, while master item changes its state to NOT SUPPORTED.

  • Dependent item receives value that is not present in master item history. The use case is very similar to the previous one, except for the master item type. For example, if CHAR type is used for master item, then master item value will be truncated at the history synchronization phase, while dependent items will receive their value from the initial (not truncated) value of master item.

Preprocessing queue

Preprocessing queue is a FIFO data structure that stores values preserving the order in which values are revieved by preprocessing manager. There are multiple exceptions to FIFO logic:

  • Internal items are enqueued at the beginning of the queue
  • Dependent items are always enqueued after the master item

To visualize the logic of preprocessing queue, we can use the following diagram:

Values from the preprocessing queue are flushed from the beginning of the queue to the first unprocessed value. So, for example, preprocessing manager will flush values 1, 2 and 3, but will not flush value 5 as value 4 is not processed yet:

Only two values will be left in queue (4 and 5) after flushing, values are added into local data cache of preprocessing manager and then values are transferred from local cache into history cache. Preprocessing manager can flush values from local data cache in single item mode or in bulk mode (used for dependent items and values received in bulk).

Preprocessing workers

Zabbix server configuration file allows users to set count of preprocessing worker processes. StartPreprocessors configuration parameter should be used to set number of pre-forked instances of preprocessing workers. Optimal number of preprocessing workers can be determined by many factors, including the count of “preprocessable” items (items that require to execute any preprocessing steps), count of data gathering processes, average step count for item preprocessing, etc.

But assuming that there is no heavy preprocessing operations like parsing of large XML / JSON chunks, number of preprocessing workers can match total number of data gatherers. This way, there will mostly (except for the cases when data from gatherer comes in bulk) be at least one unoccupied preprocessing worker for collected data.

Too many data gathering processes (pollers, unreachable pollers, HTTP pollers, Java pollers, pingers, trappers, proxypollers) together with IPMI manager, SNMP trapper and preprocessing workers can exhaust the per-process file descriptor limit for the preprocessing manager. This will cause Zabbix server to stop (usually shortly after the start, but sometimes it can take more time). The configuration file should be revised or the limit should be raised to avoid this situation.