Zabbix Documentation 2.4

2.23.03.23.4In development:4.0Unsupported versions:1.82.02.4

User Tools

Site Tools


Sidebar

ru:manual:discovery:low_level_discovery

3 Низкоуровневое обнаружение

Обзор

Низкоуровневое обнаружение (LLD) даёт возможность автоматического создания элементов данных, триггеров и графиков для различных объектов на компьютере. Например, Zabbix может автоматически начать мониторить файловые системы или сетевые интерфейсы с вашего устройства, без необходимости создания вручную элементов данных для каждой файловой системы или сетевого интерфейса. Кроме того, в Zabbix имеется возможность настроить удаление ненужных объектов, основываясь на фактических результатах периодически выполняемого обнаружения.

В Zabbix поддерживаются три встроенных типа элементов данных для обнаружения:

  • обнаружение файловых систем;
  • обнаружение сетевых интерфейсов;
  • обнаружение CPU и ядер CPU;
  • обнаружение SNMP OID'ов.

Пользователь имеет возможность определить свои собственные типы обнаружения, обеспечив их функционирование согласно спецификации JSON протокола.

Общая архитектура процессов обнаружения заключается в следующем.

Сначала, пользователь создает правило обнаружения в “Настройка” → “Шаблоны” → колонка “Обнаружение”. Правило обнаружения состоит из (1) элемента данных, который осуществляет обнаружение необходимых объектов (например, файловые системы или сетевые интерфейсы) и (2) прототипов элементов данных, триггеров и графиков, которые должны быть созданы на основании полученных значений этого элемента данных.

Элемент данных, который осуществляет обнаружение необходимых объектов, подобен обычным элементам данных, которые видны в других местах: Zabbix сервер запрашивает у Zabbix агента (или любой другой указанный тип элемента данных) значение этого элемента данных, и агент отвечает текстовым значением. Разница в том, что значение, которое возвращает агент, должно содержать список обнаруженных объектов в специальном JSON формате. Хотя детали этого формата важны только для создателей собственных проверок обнаружения, всё же всем необходимо знать, что возвращаемое значение содержит список из пар: макрос → значение. Например, элемент данных “net.if.discovery” может вернуть две пары: “{#IFNAME}” → “lo” и “{#IFNAME}” → “eth0”.

Элементы данных низкоуровневого обнаружения - vfs.fs.discovery, net.if.discovery поддерживаются Zabbix агентом начиная с версии 2.0.
Элемент данных низкоуровневого обнаружения “system.cpu.discovery” поддерживается Zabbix агентом начиная с версии 2.4.
Обнаружение SNMP OID'ов поддерживается Zabbix сервером и прокси начиная с версии 2.0.

Zabbix прокси на IBM DB2 базе данных имеет ограничение в 2048 байт на возвращаемое значение правил низкоуровневого обнаружения. Это ограничение не распространяется на Zabbix сервер, так как возвращаемые значения обрабатываются без предварительной записи в базу данных.

Эти макросы затем используются в именах, ключах и в других полях прототипов, которые являются основой для создания реальных элементов данных, триггеров и графиков каждому обнаруженному объекту. Смотрите полный список опций по использованию макросов в низкоуровневом обнаружении.

Когда сервер получает значение элемента данных обнаружения, он смотрит на пару макрос → значение и для каждой пары создает реальные элементы данных, триггеров и графиков, основанных на их прототипах. В приведенном выше примере с “net.if.discovery”, сервер будет создавать один набор элементов данных, триггеров и графиков для локального интерфейса “lo” и другой набор для интерфейса “eth0”.

Следующий раздел иллюстрирует весь процесс, описанный выше, в деталях и служит руководством, как осуществлять обнаружения файловых систем, сетевых интерфейсов и SNMP OID'ов. Последний раздел описывает формат JSON элементов данных обнаружения и дает пример того, как реализовать ваш собственный скрипт для обнаружения файловых систем, используя Perl скрипт.

3.1 Обнаружение файловых систем

Для настройки обнаружения файловых систем, сделайте следующее:

  • Перейдите в: НастройкиШаблоны
  • Нажмите на Обнаружение в строке соответствующего шаблона

Список шаблонов

  • Нажмите на Создать правило обнаружения в верхнем правом углу экрана
  • Заполните диалог следующими деталями

Вкладка Правило обнаружения содержит общие атрибуты правила обнаружения:

ПараметрОписание
Имя Имя правила обнаружения.
Тип Тип проверки выполняемого обнаружения; должен быть Zabbix агент или Zabbix агент (активный) при обнаружении файловых систем.
Ключ Элемент данных “vfs.fs.discovery” уже встроен в Zabbix агент на многих платформах (для получения более детальных сведений смотрите список поддерживаемых ключей элементов данных), который возвращает список файловых систем, присутствующих в компьютере, и их типы в формате JSON.
Интервал обновления (в сек) Этот фильтр задает как часто Zabbix выполняет обнаружение. В начале, когда вы только настраиваете обнаружение файловых систем, вы можете указать маленький интервал, но как только вы удостоверитесь что всё работает, вы можете установить его в 30 минут или более, потому что обычно файловые системы не меняются очень часто.
Обратите внимание: Если укажите значение равное '0', элемент данных не будет обрабатываться. Однако, если также существует переменный интервал с ненулевым значением, элемент данных будет обрабатываться в течении действия переменного интервала.
Переменные интервалы Вы можете создать исключения из Интервал обновления. Например:
Интервал: 0, Период: 6-7,00:00-24:00 - деактивирует получение данных на выходных. В противном случае будет использоваться интервал обновления по умолчанию.
Если переменные интервалы перекрываются, то будет использоваться наименьшее значение Интервал перекрывающегося периода.
Смотрите страницу Спецификации периодов времени для получения информации о формате Период.
Примечание: Если указано значение равное '0', элемент данных не будет обрабатываться в течении действия переменного интервала и вернется к обработке в соответствии с Периодом обновления, как только переменный интервал завершится.
Период сохранения потерянных ресурсов (дней) Это поле позволяет вам указать как много дней обнаруженный объект будет храниться (не будет удален), как только его состояние обнаружения станет “Не обнаруживается более” (макс 3650 дней).
Обратите внимание: Если значение равно “0”, объекты будут удалены сразу. Использование значения “0” не рекомендуется, так как простое ошибочное изменение фильтра может закончится тем, что объект будет удален вместе со всеми данными истории.
Описание Введите описание.
Состояние Если отмечено, правило будет обрабатываться.

Вкладка Фильтры содержит определения фильтрации правила обнаружения:

ПараметрОписание
Тип вычисления Доступны следующие опции расчета фильтров:
И - должны выполниться все фильтры;
Или - достаточно выполнения одного фильтра;
И/Или - используется И для разных имен макросов и Или с одинаковым именем макроса;
Пользовательское выражение - формула вычисления, введенная пользователем, для оценки условий действия. Она должна включать в себя все условия (представленные в виде прописных букв A, B, C, …) и может включать пробелы, символы табуляции, скобки ( ), and (с учетом регистра), or (с учетом регистра). Ограничено 255 символами. Пользовательское вычисление такое же, как и в условиях действий.
Фильтры Фильтр можно использовать только для генерирования реальных элементов данных, триггеров и графиков конкретных файловых систем. Ожидается использование Расширенные регулярные выражения POSIX. Например, если вы заинтересованы только в файловых системах C:, D: и E:, вы можете поместить {#FSNAME} в поле “Макрос” и регулярное выражение "^C|^D|^E" в текстовые поля “Регулярное выражение”. Фильтрация также возможна по типам файловых систем, при использовании макроса {#FSTYPE} (например, "^ext|^reiserfs").
Вы можете ввести в поле “Регулярное выражение” регулярное выражение или ссылку на глобальное регулярное выражение.
Для проверки регулярного выражения вы можете использовать “grep -E”, например:
for f in ext2 nfs reiserfs smbfs; do echo $f | grep -E '^ext|^reiserfs' || echo "SKIP: $f"; done

Определение нескольких фильтров поддерживается начиная с 2.4.0.
Обратите внимание, что если какой-то макрос из фильтра пропущен в ответе, найденный объект будет игнорироваться.

База данных Zabbix в MySQL должна быть создана чувствительной к регистру, если имена файловых систем различаются только по регистру, чтобы обнаружение сработало корректно.

История правил обнаружения не сохраняется.

Как только правило будет создано, перейдем к элементам данных этого правила и нажмем “Создать прототип”, чтобы создать прототип элементов данных. Обратите внимание на то, как используется макрос {#FSNAME}, где требуется указать имя файловой системы. Когда правило будет обрабатываться, этот макрос будет заменен обнаруженной файловой системой.

Если прототип элемента данных создан с состоянием Деактивирован, то он будет добавлен как обнаруженный объект, но в деактивированном состоянии.

Мы можем создать несколько прототипов элементов данных для каждой интересующей нас характеристики файловой системы:

Теперь похожим способом мы создадим прототипы триггеров:

И также прототипы графиков:

В конце концов, мы создали правило обнаружения, которое выглядит как видно ниже. Оно имеет пять прототипов элементов данных, два прототипа триггеров и один прототип графика.

Обратите внимание: Для получения информации по настройке прототипов узлов сети, смотрите в разделе мониторинга виртуальных машин о настройке прототипов узлов сети.

Представленные снимки экрана ниже иллюстрируют как выглядят уже обнаруженные элементы данных, триггера и графики в настройке узла сети. Обнаруженные объекты имеют префикс ссылку золотистого цвета, которая ведет к правилу обнаружения, создавшего эти объекты.

Обратите внимание, что обнаруженные объекты не будут созданы в случае, если объекты с такими же условиями уникальности уже существуют, например, элемент данных с таким же ключем или график с таким же именем.

Элементы данных (а также, триггеры и графики) созданные с помощью низкоуровневого правила обнаружения невозможно удалить вручную. Тем не менее, они будут удалены автоматически, если обнаруженный объект (файловая система, интерфейс и т.д.) более не обнаруживается (или более не попадает под фильтр). В этом случае они будут удалены спустя некоторое количество дней указанное в поле Период сохранения потерянных ресурсов.

Когда обнаруженный объект становится 'Более не обнаруживается', в списке элементов данных будет отображаться оранжевый индикатор времени жизни. Переместите курсор мыши на этот индикатор и вы увидите сообщение с количеством дней до момента удаления элемента данных.

Если объекты отмечены на удаление, но не были удалены в назначенное время (деактивировано правило обнаружения или элемент данных узла сети), они удалятся при следующем выполнении правила обнаружения.

3.2 Обнаружение сетевых интерфейсов

Обнаружение сетевых интерфейсов осуществляется таким же образом, как и обнаружение файловых систем, за исключением того, что мы используем ключ правила обнаружения “net.if.discovery” вместо “vfs.fs.discovery” и макрос {#IFNAME} вместо {#FSNAME} в фильтре и в прототипах элементов данных/триггеров/графиков.

Примеры прототипов элементов данных, которые вы можете захотеть создать основываются на “net.if.discovery”: “net.if.in[{#IFNAME},bytes]”, “net.if.out[{#IFNAME},bytes]”.

Смотрите выше для получения информации по поводу фильтра.

3.3 Обнаружение CPU и ядер CPU

Обнаружение CPU и ядер CPU выполняется аналогично обнаружению сетевых интерфейсов за исключением того, что ключем правила обнаружения является “system.cpu.discovery”. Этот ключ обнаружения возвращаетс два макроса - {#CPU.NUMBER} и {#CPU.STATUS}, идентифицирующие порядковый номер CPU и состояние соответственно. Отметим, нельзя сделать четкого различия между действительными, физическими процессорами, ядрами и hyperthread. {#CPU.STATUS} на Linux, UNIX и BSD системах возвращают состояние процессора, которое может быть как “online”, так и “offline”. На Windows системах, этот же макрос может представлять собой третье значение - “unknown” - которое указывает на то, что процессор был обнаружен, но информация по нему еще не собрана.

Обнаружение CPU основано на процессе коллектора агента, чтобы поддерживать соответствие с данными, которые поставляются коллектором и сохранить ресурсы на получение данных. Такое поведение дает эффект, что этот ключ элемента данных не работает с флагом командой строки тестирования (-t) бинарного файла, который возвращает состояние NOT_SUPPORTED и сопутствующее сообщение о том, что процесс коллектора не запущен.

Прототипы элементов данных, которые можно создать на основе обнаружения CPU включают в себя “system.cpu.util[{#CPU.NUMBER}, <тип>, <режим>]” и “system.hw.cpu[{#CPU.NUMBER}, <информация>]”.

3.4 Обнаружение SNMP OID'ов

В этом примере мы осуществим обнаружение SNMP на коммутаторе. Сначала перейдем в “Настройка” → “Шаблоны”.

Для изменения правил обнаружения шаблона, нажмите на ссылку в колонке “Обнаружение”.

Затем нажмите “Создать правило” и заполните форму, как отображено на снимке экрана ниже.

В отличие от обнаружения файловых систем и сетевых интерфейсов - этот элемент данных не требует наличия ключа “snmp.discovery”, достаточно указать, что типом элемента данных является SNMP агент.

Также в отличие от предыдущих примеров, этот элемент данных обнаружения генерирует два макроса для каждого обнаруженного объекта: {#SNMPINDEX} и {#SNMPVALUE}. В случае если вы хотите отфильтровать локальные интерфейсы из полученных значений вам следует поместить “{#SNMPVALUE}” в фильтр “Макрос” и регулярное выражение “^([^l]|l$)[^o]?” в текстовое поле “Регулярное выражение”. Смотрите выше для получения дополнительной информации об этом фильтре.

В поле “SNMP OID” мы должны поместить OID, который способен сгенерировать значения, значимые значения этих макросов.

Для понимания что имеется ввиду, давайте выполним snmpwalk к нашему коммутатору:

$ snmpwalk -v 2c -c public 192.168.1.1 IF-MIB::ifDescr
IF-MIB::ifDescr.1 = STRING: WAN
IF-MIB::ifDescr.2 = STRING: LAN1
IF-MIB::ifDescr.3 = STRING: LAN2

Макрос {#SNMPINDEX} возьмет свое значение из части OID, которая идет после ifDescr (в этом примере: 1, 2, 3). Макрос {#SNMPVALUE} возьмет свое значение из соответствующего значения OID (в этом примере: WAN, LAN1, LAN2). Таким образом, наш элемент данных “snmp.discovery” должен вернуть три набора пар макрос → значение:

{#SNMPINDEX} -> 1   {#SNMPVALUE} -> WAN
{#SNMPINDEX} -> 2   {#SNMPVALUE} -> LAN1
{#SNMPINDEX} -> 3   {#SNMPVALUE} -> LAN2

Представленный снимок экрана иллюстрирует как мы можем использовать эти макросы в прототипах элементов данных:

Опять же, создадим столько прототипов элементов данных, сколько необходимо:

Также как и прототипы триггеров:

И прототипы графиков:

Результат нашего правила обнаружения:

Когда сервер работает, он создаст реальные элементы данных, триггеры и графики на основе значений, полученных от “snmp.discovery”. В настройках узлов сети они будут иметь префикс ссылку золотистого цвета, которая ведет к правилу обнаружения, их создавшего.

3.5 Создание пользовательских LLD правил

Также имеется возможность создать полностью пользовательское правило низкоуровневого обнаружения, для обнаружения любого типа объектов - к примеру, баз данных на сервере баз данных.

Чтобы это сделать, необходимо создать пользовательский элемент данных, который будет возвращать JSON, определяющий найденные объекты и опционально - некоторые свойства этих объектов. Количество макросов на объект не ограничено - в то время как встроенные правила обнаружения возвращают либо один, либо два макроса (нппример, два в случае обнаружения файловых систем), имеется возможность возвращать больше.

Требуемый JSON формат лучше всего иллюстрируется в примере. Предположим, что мы оставим старый Zabbix агент версии 1.8 (который не поддерживает “vfs.fs.discovery”), но нам также нужно обнаруживать файловые системы. Вот простой Perl скрипт для Linux, который обнаруживает примонтированные файловые системы и выдает на выходе данные JSON, в которых включено и имя, и тип файловой системы. Одним из способов его использования является UserParameter с ключем “vfs.fs.discovery_perl”:

#!/usr/bin/perl
 
$first = 1;
 
print "{\n";
print "\t\"data\":[\n\n";
 
for (`cat /proc/mounts`)
{
    ($fsname, $fstype) = m/\S+ (\S+) (\S+)/;
    $fsname =~ s!/!\\/!g;
 
    print "\t,\n" if not $first;
    $first = 0;
 
    print "\t{\n";
    print "\t\t\"{#FSNAME}\":\"$fsname\",\n";
    print "\t\t\"{#FSTYPE}\":\"$fstype\"\n";
    print "\t}\n";
}
 
print "\n\t]\n";
print "}\n";

Допустимыми символами в именах макросов низкоуровневых правил обнаружения являются 0-9 , A-Z , _ , .

Буквы в нижнем регистре в именах не поддерживаются.

Пример его вывода (переформатирован для наглядности) представлен ниже. JSON данные от пользовательской проверки обнаружения следуют такому же формату.

{
  "data":[
  
  { "{#FSNAME}":"\/",                           "{#FSTYPE}":"rootfs"   },
  { "{#FSNAME}":"\/sys",                        "{#FSTYPE}":"sysfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/proc",                       "{#FSTYPE}":"proc"     },
  { "{#FSNAME}":"\/dev",                        "{#FSTYPE}":"devtmpfs" },
  { "{#FSNAME}":"\/dev\/pts",                   "{#FSTYPE}":"devpts"   },
  { "{#FSNAME}":"\/",                           "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/lib\/init\/rw",              "{#FSTYPE}":"tmpfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/dev\/shm",                   "{#FSTYPE}":"tmpfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/home",                       "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/tmp",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/usr",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/var",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/sys\/fs\/fuse\/connections", "{#FSTYPE}":"fusectl"  }
  
  ]
}

Тогда, в правилах обнаружения в поле “Фильтр” мы можем указать “{#FSTYPE}”, как макрос, и “rootfs|ext3”, как регулярное выражение.

Вы не обязаны использовать имена макросов FSNAME/FSTYPE в пользовательских правилах низкоуровневого обнаружения, вы можете использовать любые другие имена, которые вам нравятся.

Zabbix Documentation 2.4

1.8  2.0  2.2  
2.4
  3.0  3.2  3.4

User Tools

Site Tools


Sidebar

manual:discovery:low_level_discovery

3 Low-level discovery

Overview

Low-level discovery provides a way to automatically create items, triggers, and graphs for different entities on a computer. For instance, Zabbix can automatically start monitoring file systems or network interfaces on your machine, without the need to create items for each file system or network interface manually. Additionally it is possible to configure Zabbix to remove unneeded entities automatically based on actual results of periodically performed discovery.

In Zabbix, four types of item discovery are supported out of the box:

  • discovery of file systems;
  • discovery of network interfaces;
  • discovery of CPUs and CPU cores;
  • discovery of SNMP OIDs.

A user can define their own types of discovery, provided they follow a particular JSON protocol.

The general architecture of the discovery process is as follows.

First, a user creates a discovery rule in “Configuration” → “Templates” → “Discovery” column. A discovery rule consists of (1) an item that discovers the necessary entities (for instance, file systems or network interfaces) and (2) prototypes of items, triggers, and graphs that should be created based on the value of that item.

An item that discovers the necessary entities is like a regular item seen elsewhere: the server asks a Zabbix agent (or whatever the type of the item is set to) for a value of that item, the agent responds with a textual value. The difference is that the value the agent responds with should contain a list of discovered entities in a specific JSON format. While the details of this format are only important for implementers of custom discovery checks, it is necessary to know that the returned value contains a list of macro → value pairs. For instance, item “net.if.discovery” might return two pairs: “{#IFNAME}” → “lo” and “{#IFNAME}” → “eth0”.

Low-level discovery items “vfs.fs.discovery” and “net.if.discovery” are supported since Zabbix agent version 2.0.
Discovery item “system.cpu.discovery” is supported since Zabbix agent version 2.4.
Discovery of SNMP OIDs is supported since Zabbix server and proxy version 2.0.

Return values of a low-level discovery rule are limited to 2048 bytes on a Zabbix proxy run with IBM DB2 database. This limit does not apply to Zabbix server as return values are processed without being stored in a database.

These macros are used in names, keys and other prototype fields where they are then substituted with the received values for creating real items, triggers, graphs or even hosts for each discovered entity. See the full list of options for using LLD macros.

When the server receives a value for a discovery item, it looks at the macro → value pairs and for each pair generates real items, triggers, and graphs, based on their prototypes. In the example with “net.if.discovery” above, the server would generate one set of items, triggers, and graphs for the loopback interface “lo”, and another set for interface “eth0”.

The following sections illustrate the process described above in detail and serve as a how-to for performing discovery of file systems, network interfaces, and SNMP OIDs. The last section describes the JSON format for discovery items and gives an example of how to implement your own file system discoverer as a Perl script.

3.1 Discovery of file systems

To configure the discovery of file systems, do the following:

  • Go to: ConfigurationTemplates
  • Click on Discovery in the row of an appropriate template

  • Click on Create discovery rule in the upper right corner of the screen
  • Fill in the form with the following details

The Discovery rule tab contains general discovery rule attributes:

ParameterDescription
Name Name of discovery rule.
Type The type of check to perform discovery; should be Zabbix agent or Zabbix agent (active) for file system discovery.
Key An item with “vfs.fs.discovery” key is built into the Zabbix agent on many platforms (see supported item key list for details), and will return a JSON with the list of file systems present on the computer and their types.
Update interval (in sec) This field specifies how often Zabbix performs discovery. In the beginning, when you are just setting up file system discovery, you might wish to set it to a small interval, but once you know it works you can set it to 30 minutes or more, because file systems usually do not change very often.
Note: If set to '0', the item will not be polled. However, if a flexible interval also exists with a non-zero value, the item will be polled during the flexible interval duration.
Flexible intervals You can create exceptions to Update interval. For example:
Interval: 0, Period: 6-7,00:00-24:00 - will disable the polling at the weekend. Otherwise default update interval will be used.
Up to seven flexible intervals can be defined.
If multiple flexible intervals overlap, the smallest Interval value is used for the overlapping period.
See Time period specification page for description of the Period format.
Note: If set to '0', the item will not be polled during the flexible interval duration and will resume polling according to the Update interval once the flexible interval period is over.
Keep lost resources period (in days) This field allows you to specify for how many days the discovered entity will be retained (won't be deleted) once its discovery status becomes “Not discovered anymore” (max 3650 days).
Note: If set to “0”, entities will be deleted immediately. Using “0” is not recommended, since just wrongly editing the filter may end up in the entity being deleted with all the historical data.
Description Enter a description.
Enabled If checked, the rule will be processed.

The Filters tab contains discovery rule filter definitions:

ParameterDescription
Type of calculation The following options for calculating filters are available:
And - all filters must be passed;
Or - enough if one filter is passed;
And/Or - uses And with different macro names and Or with the same macro name;
Custom expression - a user-defined formula for calculating filters. The formula must include all filters in the list (represented as uppercase letters A, B, C, …) and may include spaces, tabs, brackets ( ), and (case sensitive), or (case sensitive). Limited to 255 symbols. The custom calculation is the same as in action conditions.
Filters A filter can be used to generate only real items, triggers, and graphs for certain file systems. It expects a POSIX Extended Regular Expression. For instance, if you are only interested in C:, D:, and E: file systems, you could put {#FSNAME} into “Macro” and "^C|^D|^E" regular expression into “Regular expression” text fields. Filtering is also possible by file system types using {#FSTYPE} macro (e. g. "^ext|^reiserfs").
You can enter a regular expression or reference a global regular expression in “Regular expression” field.
In order to test a regular expression you can use “grep -E”, for example:
for f in ext2 nfs reiserfs smbfs; do echo $f | grep -E '^ext|^reiserfs' || echo "SKIP: $f"; done

Defining several filters is supported since Zabbix 2.4.0.
Note that if some macro from the filter is missing in the response, the found entity will be ignored.

Zabbix database in MySQL must be created as case-sensitive if file system names that differ only by case are to be discovered correctly.

Discovery rule history is not preserved.

Once a rule is created, go to the items for that rule and press “Create prototype” to create an item prototype. Note how macro {#FSNAME} is used where a file system name is required. When the discovery rule is processed, this macro will be substituted with the discovered file system.

If an item prototype is created with a Disabled status, it will be added to a discovered entity, but in a disabled state.

We can create several item prototypes for each file system metric we are interested in:

Then, we create trigger prototypes in a similar way:

And graph prototypes too:

Finally, we have created a discovery rule that looks like shown below. It has five item prototypes, two trigger prototypes, and one graph prototype.

Note: For configuring host prototypes, see the section about host prototype configuration in virtual machine monitoring.

The screenshots below illustrate how discovered items, triggers, and graphs look like in the host's configuration. Discovered entities are prefixed with a golden link to a discovery rule they come from.

Note that discovered entities will not be created in case there are already existing entities with the same uniqueness criteria, for example, an item with the same key or graph with the same name.

Items (similarly, triggers and graphs) created by a low-level discovery rule cannot be manually deleted. However, they will be deleted automatically if a discovered entity (file system, interface, etc) stops being discovered (or does not pass the filter anymore). In this case the items, triggers and graphs will be deleted after the days defined in the Keep lost resources period field pass.

When discovered entities become 'Not discovered anymore', an orange lifetime indicator is displayed in the item list. Move your mouse pointer over it and a message will be displayed indicating how many days are left until the item is deleted.

If entities were marked for deletion, but were not deleted at the expected time (disabled discovery rule or item host), they will be deleted the next time the discovery rule is processed.

3.2 Discovery of network interfaces

Discovery of network interfaces is done in exactly the same way as discovery of file systems, except that you use the discovery rule key “net.if.discovery” instead of “vfs.fs.discovery” and use macro {#IFNAME} instead of {#FSNAME} in filter and item/trigger/graph prototypes.

Examples of item prototypes that you might wish to create based on “net.if.discovery”: “net.if.in[{#IFNAME},bytes]”, “net.if.out[{#IFNAME},bytes]”.

See above for more information about the filter.

3.3 Discovery of CPUs and CPU cores

Discovery of CPUs and CPU cores is done in a similar fashion as network interface discovery with the exception being that the discovery rule key is “system.cpu.discovery”. This discovery key returns two macros - {#CPU.NUMBER} and {#CPU.STATUS} identifying the CPU order number and status respectively. To note, a clear distinction cannot be made between actual, physical processors, cores and hyperthreads. {#CPU.STATUS} on Linux, UNIX and BSD systems returns the status of the processor, which can be either “online” or “offline”. On Windows systems, this same macro may represent a third value - “unknown” - which indicates that a processor has been detected, but no information has been collected for it yet.

CPU discovery relies on the agent's collector process to remain consistent with the data provided by the collector and save resources on obtaining the data. This has the effect of this item key not working with the test (-t) command line flag of the agent binary, which will return a NOT_SUPPORTED status and an accompanying message indicating that the collector process has not been started.

Item prototypes that can be created based on CPU discovery include, for example, “system.cpu.util[{#CPU.NUMBER}, <type>, <mode>]” or “system.hw.cpu[{#CPU.NUMBER}, <info>]”.

3.4 Discovery of SNMP OIDs

In this example, we will perform SNMP discovery on a switch. First, go to “Configuration” → “Templates”.

To edit discovery rules for a template, click on the link in the “Discovery” column.

Then, press “Create rule” and fill the form with the details in the screenshot below.

Unlike file system and network interface discovery, the item does not necessarily have to have “snmp.discovery” key - item type of SNMP agent is sufficient.

Also, unlike the previous examples, this discovery item will generate two macros for each discovered entity: {#SNMPINDEX} and {#SNMPVALUE}. In case you would like to filter out loopback interfaces from returned values you could put “{#SNMPVALUE}” into filter “Macro” and “^([^l]|l$)[^o]?” regular expression into “Regexp” text fields. See above for more information about the filter.

In “SNMP OID” field, we have to put an OID that is capable of generating meaningful values for these macros.

To understand what we mean, let us perform snmpwalk on our switch:

$ snmpwalk -v 2c -c public 192.168.1.1 IF-MIB::ifDescr
IF-MIB::ifDescr.1 = STRING: WAN
IF-MIB::ifDescr.2 = STRING: LAN1
IF-MIB::ifDescr.3 = STRING: LAN2

Macro {#SNMPINDEX} takes its value from the part of the OID that is after ifDescr (in this example: 1, 2, 3). Macro {#SNMPVALUE} comes from the value of the corresponding OID (here: WAN, LAN1, LAN2). Thus, our “snmp.discovery” item would return three sets of macro → value pairs:

{#SNMPINDEX} -> 1   {#SNMPVALUE} -> WAN
{#SNMPINDEX} -> 2   {#SNMPVALUE} -> LAN1
{#SNMPINDEX} -> 3   {#SNMPVALUE} -> LAN2

The following screenshot illustrates how we can use these macros in item prototypes:

Again, creating as many item prototypes as needed:

As well as trigger prototypes:

And graph prototypes:

A summary of our discovery rule:

When server runs, it will create real items, triggers, and graphs, based on the values “snmp.discovery” returns. In host's configuration they will be prefixed with a golden link to a discovery rule they come from.

3.5 Creating custom LLD rules

It is also possible to create a completely custom LLD rule, discovering any type of entities - for example, databases on a database server.

To do so, a custom item should be created that returns JSON, specifying found objects and optionally - some properties of them. The amount of macros per entity is not limited - while the built-in discovery rules return either one or two macros (for example, two for filesystem discovery), it is possible to return more.

The required JSON format is best illustrated with an example. Suppose we are running an old Zabbix 1.8 agent (one that does not support “vfs.fs.discovery”), but we still need to discover file systems. Here is a simple Perl script for Linux that discovers mounted file systems and outputs JSON, which includes both file system name and type. One way to use it would be as a UserParameter with key “vfs.fs.discovery_perl”:

#!/usr/bin/perl
 
$first = 1;
 
print "{\n";
print "\t\"data\":[\n\n";
 
for (`cat /proc/mounts`)
{
    ($fsname, $fstype) = m/\S+ (\S+) (\S+)/;
    $fsname =~ s!/!\\/!g;
 
    print "\t,\n" if not $first;
    $first = 0;
 
    print "\t{\n";
    print "\t\t\"{#FSNAME}\":\"$fsname\",\n";
    print "\t\t\"{#FSTYPE}\":\"$fstype\"\n";
    print "\t}\n";
}
 
print "\n\t]\n";
print "}\n";

Allowed symbols for LLD macro names are 0-9 , A-Z , _ , .

Lowercase letters are not supported in the names.

An example of its output (reformatted for clarity) is shown below. JSON for custom discovery checks has to follow the same format.

{
  "data":[
  
  { "{#FSNAME}":"\/",                           "{#FSTYPE}":"rootfs"   },
  { "{#FSNAME}":"\/sys",                        "{#FSTYPE}":"sysfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/proc",                       "{#FSTYPE}":"proc"     },
  { "{#FSNAME}":"\/dev",                        "{#FSTYPE}":"devtmpfs" },
  { "{#FSNAME}":"\/dev\/pts",                   "{#FSTYPE}":"devpts"   },
  { "{#FSNAME}":"\/",                           "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/lib\/init\/rw",              "{#FSTYPE}":"tmpfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/dev\/shm",                   "{#FSTYPE}":"tmpfs"    },
  { "{#FSNAME}":"\/home",                       "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/tmp",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/usr",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/var",                        "{#FSTYPE}":"ext3"     },
  { "{#FSNAME}":"\/sys\/fs\/fuse\/connections", "{#FSTYPE}":"fusectl"  }
  
  ]
}

Then, in the discovery rule's “Filter” field, we could specify “{#FSTYPE}” as a macro and “rootfs|ext3” as a regular expression.

You don't have to use macro names FSNAME/FSTYPE with custom LLD rules, you are free to use whatever names you like.